Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. В настоящее время работа с детьми, имеющими задержку психического развития (ЗПР), является серьезной психолого-педагогической проблемой, на решение которой направлены многочисленные усилия. Ребенок с ЗПР нуждается в квалифицированной медицинской и психолого-педагогической работе. Основной целью такой работы является обеспечение полноценных условий для успешной социализации ребенка в обществе. В основе социализации лежит формирование коммуникативных навыков. Основной целью такой работы является формирование у ребенка коммуникативных навыков, обеспечение социальной адаптации, бытовой адаптации. Работа направлена на то, чтобы дать ребенку навыки, которые обеспечат ему в дальнейшем возможность общаться, вести деятельность, вписываться в социальное окружение.
Детям с ЗПР свойственен ряд проблем. В основном проблемы носят аффективный характер. Также наблюдаются вторичные защитные установки. Дети не идут на контакт, малоактивны, настроены негативно. У них преобладают отрицательные эмоции, страх, агрессия. Они сильно подвержены стереотипности поведения. Резко проявлены черты агрессии или самоагрессии. Часто эти черты маскируются под адекватное поведение, принятое в обществе [2]. Под ЗПР следует понимать нарушения в психике детей различного уровня. Это могут быть тяжелые и средние формы нарушений [1].
В обоих случаях отмечаются трудности в развитии коммуникативных навыков, не наблюдается коммуникативной готовности к школьному обучению, которая является важным условием успешного обучения ребенка в школе. В любом случае дети нуждаются в специальной помощи и постоянном контроле со стороны взрослого. В школе, в рамках любого предмета, работа с детьми, имеющими ЗПР, должна быть направлена на формирование средств, которые позволят ребенку легче адаптироваться к обществу. Адаптация подразумевает целенаправленное воздействие на ребенка с целью развития у него коммуникативных навыков. Также проводится работа с родителями, поскольку воспитание ребенка с ЗПР подразумевает повышенную эмоциональную нагрузку на родителей, постоянное нервно-психическое напряжение.
Проблематика исследования. Дети с ЗПР имеют ряд проблем. Обучение в школе осложняется тем, что у детей отсутствует коммуникативная готовность к обучению в школе. Всеми способами необходимо способствовать овладению детьми навыками коммуникативной деятельности. Развивать коммуникативные умения можно на любом предмете, в том числе, на уроке математики. Нами было установлено, что в настоящее время недостаточно разработаны методы развития коммуникативных навыков у детей с ЗПР на уроках математики [3].
Целью исследования поиск средств и методов развития коммуникативных навыков у детей с ЗПР на уроках математики.
Задачи исследования:
1. Изучить особенности развития коммуникативных навыков у детей с ЗПР.
2. Рассмотреть основные принципы работы с детьми с ЗПР.
3. Проанализировать и выделить основные средства и методы развития коммуникативных навыков у детей с ЗПР на уроках математики во 2 классе.
4. Представить методическую разработку по развитию коммуникативных навыков у детей с ЗПР на уроках математики.
Объект исследования – формирование коммуникативных умений у детей с ЗПР.
Предмет исследования – особенности формирования коммуникативных умений у детей с ЗПР на уроках математики.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Глава 1. Теоретические основы исследования коммуникативного развития детей младшего школьного возраста с ЗПР
1.1. Особенности коммуникативного развития детей с ЗПР
Характерной чертой коммуникативного развития детей с ЗПР является то, что у них отмечается коммуникативная неготовность к обучению в школе. В настоящее время под готовностью детей к школьному обучению подразумевают такой уровень психического развития ребенка, который может обеспечить ему возможность включения в новые виды деятельности, в новую систему социальных отношений. При достижении требуемого уровня готовности к школьному обучению у ребенка появляются предпосылки к учебной деятельности, формируется устойчивый познавательный мотив, коммуникативные навыки. Все это обеспечивает возможность дальнейшего развития ребенка, совершенствование основных функций организма, психики. У ребенка появляется возможность овладения такими навыками, как письмо, чтение, арифметические действия, счет, решение элементарных математических и ситуационных задач [4].
При этом, как отмечал еще Л.С.Выготский [8], обучение в школе опирается на ту базу, которая уже была сформирована у ребенка до его поступления в школу. Важно то, что основной упор делается не столько на те функции, которые уже развились и созрели, сколько на те, которые еще находятся на стадии развития. То есть, развитие функций идет впереди обучения, и именно на них необходимо делать упор. Можно сделать вывод, что именно период созревания и становления основных психических функций ребенка рассматривается как оптимальный период для полноценного обучения и развития ребенка [8].
Несколько иначе обстоит ситуация с детьми, имеющими задержку психического развития (ЗПР). У таких детей отмечается существенное отставание в развитии основных психических функций. Особенно выражено нарушение коммуникативных навыков, которые лежат в основе формирования коммуникативной готовности к школьному обучению. Проблема состоит в том, что без надлежащего уровня сформированности коммуникативных навыков, полноценное общение, а соответственно, и обучение ребенка невозможно. Соответственно, у таких детей недостаточно развита речемыслительная деятельность, что влечет за собой нарушение познавательной сферы, других сфер психического развития. Все это существенно ограничивает возможности ребенка, делает затруднительным процесс овладения знаниями. Большая часть детей с ЗПР практические не вступает в контакт ни со сверстниками, ни со взрослыми. А ведь общение – важнейшее условия развития познавательной активности ребенка [9].
Одним из основных проявлений коммуникативной готовности ребенка к школьному обучению является полноценное взаимодействие ребенка с окружающими миром, со сверстниками, и со взрослыми. Ребенок должен научиться элементарным правилам общения, поведения, у него должно быть развито сопереживание и эмпатия. Только при условии формирования у ребенка коммуникативной готовности, возможна успешная социализация и адаптация ребенка к школе. При таких условиях формируются возможности для дальнейшего развития личности, самореализации [4].
Обеспечению коммуникативной готовности у детей с нормой развития отводится важная роль в дошкольном обучении ребенка. Именно за счет коммуникативной готовности у ребенка осуществляется постепенный переход к учебной деятельности, появляется сначала познавательный интерес, затем формируются устойчивые учебные интересы. Коммуникативную готовность можно рассматривать как одну из основных целей в период дошкольного обучения. Именно коммуникативная готовность лежит в основе успешного взаимодействия всех участников образовательного процесса. Обучение в школе строится на основе установления контакта, доверительных отношений между учащимися и учителем. К периоду обучения в школе, у детей с нормой развития, коммуникативная готовность представляет собой овладение элементарными навыками поведения, основными методами, формами общения, моделями поведения, приемами коммуникации. У детей с ЗПР формирование коммуникативной готовности к школьному обучению продолжается в период всего обучения в начальной школе.
Общий психологический портрет детей с ЗПР можно охарактеризовать следующим образом [5]:
- поведение этих детей соответствует более младшему возрасту (менее активны, безынициативны, у них слабо выражены познавательные интересы, проявляющиеся в бесконечных вопросах нормально развивающихся дошкольников);
- значительно отстают они и по сформированности регуляции и саморегуляции поведения, в результате чего не могут хотя бы относительно долго сосредоточиться на каком-либо одном занятии;
- ведущая деятельность (игровая) у них тоже еще недостаточно сформирована;
- отмечается недоразвитие эмоционально-волевой сферы, которое проявляется в примитивности эмоций и их неустойчивости: дети легко переходят от смеха к слезам и наоборот;
- отставание детей в речевом развитии проявляется в ограниченности словаря, недостаточной сформированности грамматического строя, наличии у многих из них недостатков произношения и звукоразличения, а также в низкой речевой активности.
Детям с ЗПР свойственен ряд проблем. В основном проблемы носят аффективный характер. Также наблюдаются вторичные защитные установки. Дети не идут на контакт, малоактивны, настроены негативно. У них преобладают отрицательные эмоции, страх, агрессия. Они сильно подвержены стереотипности поведения. Резко проявлены черты агрессии или самоагрессии. Часто эти черты маскируются под адекватное поведение, принятое в обществе.
Сегодня проблема формирования межличностных отношений в коллективе младших школьников является весьма актуальной и значимой.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Андреева, Л. В. Педагогические усло¬вия осуществления интеграции детей с про¬блемами в развитии в общеобразовательную школу / Л. В. Андреева // Материалы междунар. семинара «Интегрированное обу¬чение: проблемы и перспективы». — СПб. : Образование, 1996. — С. 81-84.
2. Аникеева, Н.Б. Воспитание игрой [Текст]/Н.Б.Аникеева. – М.:Просвещение,1987. – 564 с.
3. Афанасьева Ю.А. Использование интерактивных технологий на уроках математики при обучении учащихся с особыми образовательными потребностями (учебно-методическое пособие). Щелково: Издатель Мархотин П.Ю., 2010. 106 с.
4. Бантова, М.А. Методика преподавания математики в начальной школе [Текст] /М.А. Бантова. – М.: Просвещение, 1984. – 376 с.
5. Варенова, Т. В. Теория и практика кор¬рекционной педагогики / Т. В. Варенова. — Мн.: Асар, 2003. — С. 77-90.
6. Вахитова Г.Х. Формирование познавательной мотивации старших дошкольников в игровой и творческой деятельности // научно-педагогическое обозрение. – №4 (6). - 2014. - С.12-19.
7. Возлинкая, М.Ф. Нестандартная математика в школе [Текст] / М.Ф. Возлинкая. – М.:Просвещение,1993. – С.174.
8. Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст]/Л.С. Выготский. – М.:Просвещение,1991. – С.117.
9. Горина Е.А. Игровое взаимодействие как инструмент формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста // Психолого-педагогический Гаудеамус. - №4. – Т.16. – 2017. – С.79-84.
10. Дзюба О.В. Формирование коммуникативной компетентности дошкольников с общим недоразвитием речи // Преподаватель XX век. - №2. – 2009. – С. 85-89.
11. Жикалкина, Т.К. Система игр на уроках математики в 1 и 2 классах [Текст] /Т.К. Жикалкина. – М.:Просвещение,1996. – 442 с.
12. Зайцев Д.В., Зайцева Н В Основы коррекционной педагогики. Саратов: Саратов 2011. 110 с.
13. Коваленко, В.Г. Дидактические игры на уроках математики [Текст] / В.Г. Коваленко. – М.:Просвещение,1990. – С.120.
14. Козырева О.А. Равный доступ// Директор школы №2 — 2014. С.98-103.
15. Козырева О.А. Создание инклюзивной образовательной среды как социально-педа¬гогическая проблема// Вестник ТГПУ. Выпуск №1.-2014. —С.112 — 115.
16. Коноплева, А. Н. Интегрированное об¬учение детей с особенностями психофизи¬ческого развития : монография / А. Н. Ко¬ноплева, Т. Л. Лещинская. — Мн. : НИО, 2003. - 232 с.
17. Кушнерук, Е.Н. Занимательность на уроках математики в начальных классах [Текст]/Е.Н. Кушнерук. – Минск, 1987. – С.109.
18. Лэндрет, Г.Л. Игровая терапия: Искусство отношений [Текст] / Г.Л. Лэндрет. – М.:Просвещение,1994. – С.47.
19. Малофеев, Н. Н. Классы КРО и ККО: интегрированный подход к образованию детей с нарушениями в развитии и диффе¬ренцированный подход к образованию нор¬мально развивающихся детей / Н. Н. Мало¬феев // Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей / под ред. С. Г. Шевченко. - М. : АРКТИ, 2001. - С. 27-40.
20. Молодцова Н.Г. Дидактический материал по математике «Смекалочка», Н.Новгород, 2007 г – 101 с.
21. Перова, М.Н. Дидактические игры и упражнения по математике [Текст] / М.Н. Перова. – М.:Просвещение,1996. – 327 с.
22. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. – СП-б: Изд-во «Питер», 1999.
23. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. – СПб.: Питер, 2003.–С.175.
24. Серебрякова О.В. Игра как средство диагностики межличностных взаимоотношений дошкольников в норме и с общим недоразвитием речи // Психология и педагогика. - №2. – 2010. – С. 188-191.
25. Толоконникова О.И., Пешкова Н.А. Развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ОНР // Психологические науки. - №1.- 2015.- С. 70-71.